29.04.2024
Основные ошибки при составлении юридических заключений: как их распознать и избежать
Юридическое заключение специалиста в области юриспруденции — это документ, содержащий мотивированное и профессиональное суждение по запрошенному правовому вопросу. Оно основывается на судебной практике, знаниях законов и личном опыте юриста. Заказчик получает документ в письменном либо электронном виде и может самостоятельно использовать сведения, изложенные в нем.
Содержание:
Документ помогает правильно трактовать законодательства, подготовить доказательства и сформировать позицию по конкретному делу. А потому крайне важно правильно составить юридическое заключение. Для этого лучше обратиться к квалифицированному адвокату, у которого есть действующая лицензия. Правильная подготовка заключения поможет найти грамотное с правовой точки зрения решение вопроса и уберечь от возможных ошибок и недочетов.
Частые ошибки при составлении юридических заключений
Понятие юридического заключения прочно вошло в нашу жизнь и пользуется заслуженным спросом среди юридических лиц. Документ помогает правильно оценить ситуацию, в которой оказался клиент, выявить вероятные риски и последствия, содержит ссылки на законы и нормативные акты, рекомендации по следующим шагам. Однако случается так, что при составлении документа допускаются ошибки. И ниже представлены самые распространенные из них:
- Использование устаревшей и неактуальной информации.
- Недостаточная проверка имеющихся фактов.
- Неправильное применение законодательства.
- Отсутствие анализа возможных рисков.
- Двусмысленность и неясность формулировок.
- Игнорирование специфики доверителя.
Использование устаревшей и неактуальной информации. Экспертные юридические заключения не должны содержать в себе давно устаревшие понятия и термины. Все понятия, термины и их определения, которые специалист употребляет при составлении правового документа, не должны отличаться от тех понятий, которые используются в действующем законодательстве как на региональном, так и на федеральном уровне. Кроме того, ссылки, которые указаны в правовом заключении, также должны указывать только на действующие нормативные акты.
Недостаточная проверка имеющихся фактов. Особое внимание при подготовке правового заключения стоит уделить проверке фактов. Сегодня существует понятие дефектного юридического факта — некорректного изложения имеющихся фактов. Это становится причиной неправильного правового регулирования, нарушает субъективные права доверителя. При полноценной проверке всех фактов, относящихся к делу, повышается эффективность правового регулирования конкретного вопроса. Преодолеть дефектность юридического факта можно при помощи исправлений, реституции или признания этого факта недействительным.
Неправильное применение законодательства. Эксперт, составляющий юридическое заключение, проводит колоссальную работу, изучает все правовые аспекты вопроса, находит нормативные объяснения своим выводам и рекомендациям. И распространенной ошибкой среди адвокатов является неправильное применение и трактовка действующего законодательства. Здесь стоит помнить, что в каждом правовом акте не бывает лишних слов или знаков препинания. А потому читать нормативные документы следует вдумчиво и внимательно.
Отсутствие анализа возможных рисков — это еще одна частая ошибка при составлении правовых заключений. Для юридических лиц этот этап является крайне важным. Грамотно составленный документ поможет избежать финансовых, налоговых и даже уголовных рисков. Эксперт выявляет наличие или отсутствие пунктов, которые регулируют взаимоотношения клиента и его контрагента в процессе проведения конкретной сделки. Вероятность совершить правовую ошибку сводится к минимуму.
Двусмысленность и неясность формулировок. Юридические тексты являются довольно специфичными и сложными для восприятия. Абстрактные правовые нормы и двусмысленность их формулировок может привести к тому, что доверитель и его контрагент по-разному воспримут установленные условия и обязательства. Что, в свою очередь, приведет к неправильному уяснению их содержания.
Игнорирование специфики доверителя — это еще один важный пункт, которым не стоит пренебрегать при составлении юридических заключений. Юристу необходимо установить доверительные отношения со своим клиентом и учитывать сферу деятельности доверителя при подготовке документа.
Как избежать ошибок
Квалифицированный юрист всегда придерживается нескольких правил, которые помогают ему избежать грубых ошибок при составлении документа:
- Подготовка документа — это 80% времени, реализация — 20% усилий. Незначительные детали могут изменить исход, поэтому щепетильность — залог успеха.
- Закон аргументации — главный закон в юриспруденции.
- В каждом правовом акте все слова и запятые одинаково важны. Читать их следует до самого конца.
- Не терять бдительность.
Соблюдая эти простые правила и постоянно развиваясь, адвокат сможет избежать грубых ошибок при подготовке документов, а доверитель — получить профессиональное юридическое заключение.
Как показывает практика, грамотно составленное юридическое (правовое) заключение помогает избежать проблем и правовых ошибок. Документ базируется на законодательстве и опыте эксперта, содержит заключения судебных практик и рекомендации по дальнейшим шагам. Именно поэтому недопустимы ошибки при подготовке документа. Для достижения результата лучше обратиться к практикующему юристу, который подготовит заключение, учитывая все нюансы дела.